Версия для слабовидящих
Из всех творений самое прекрасное - РЕБЁНОК!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 68»

Проект программы

инновационной деятельности

«Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС ДО»

Научный руководитель:

Сотникова Наталья Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

заслуженный учитель России,

действенный член (академик)

Международной академии наук

г. Ставрополь 2014 г.

Раздел 1. Методологическая часть программы

 

Актуальность проблемы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОСДО) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования (при этом решающую роль, как видно из анализа Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, начинают играть вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения). Однако противоречие заключается в том, что до сих пор ещё не разработана модель управления качеством взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Между тем, как проблемы управления качеством самого воспитательно-образовательного процесса поднимаются давно и достаточно хорошо разработаны в научно-методической литературе. С этой точки зрения проблемой управления качеством занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Т.И. Голубева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков, Р.М. Чумичева, Т.И. Шамова и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду в науке пока не разработано. По этому вопросу чаще всего обращаются к анализу методической литературы по созданию системы менеджмента школы. Характерным для такой литературы, по мнению Л.И. Фалюшиной, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и педагогического анализа. Причём одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) – на самом процессе педагогической деятельности, не затрагивая вопросы педагогического воздействия на детей и формирования системы обратной связи с воспитанниками, проблемы взаимодействия детей между собой. Исследования, которые существуют в данной области (А.К.Марковой, В.В.Рубцова и др.) рассматривают последние в психолого-педагогической, а не управленческой плоскости и не нацелены на разработку модели управления качеством такого взаимодействия, которая могла бы влиять на качество воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Это подчеркивает актуальность экспериментальной разработки предлагаемой темы.

Тема опытно-экспериментальной работы: «Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор повышения качество образования в условиях внедрения ФГОС ДО»

Актуальность исследования определяется рядом существующих противоречий между:

1.  Слабая педагогическая состоятельность части родителей, повышенный       тревожный фон взаимодействия семьи и детского сада.

2.  Необходимость приведения в соответствие  ФГОС ДО содержания              деятельности  ДОУ, обеспечения преемственности и взаимодействие с семьями воспитанников.

3.   Недостаточная профессиональная  подготовленность работников к                 новым условиям и требованиям, текучесть кадров.

4.   Недостаточное использование  образовательного потенциала                          межведомственного и сетевого взаимодействия.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования:

каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели управления качеством взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса как фактора влияющего на развитие личности дошкольника.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

Взаимодействие ДОУ и семьи направленно на поиск новых решений комфортного сосуществования, разработка системы улучшения качества дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО, определена и экспериментально проверена вариативная модель управления взаимодействия детей и взрослых на основе системного подхода, определена система педагогических условий успешного развития личности дошкольника у семей различного уровня социализации: открытость ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии, разработаны критерии.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке на основе системного подхода к организации взаимодействия педагогов и родителей с детьми вариативной модели управления качеством данного взаимодействия (включающей модель управления качеством взаимодействия детей и взрослых).

Практическая значимость состоит в разработке программы мониторинга управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ и методических рекомендаций для педагогов по реализации системного и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений. На основе данных рекомендаций будут разработаны индивидуальные экспериментальные программы для каждой группы МАДОУ «ЦРР – д/с № 68.

Социальная значимость проекта заключается в том, что разработанный нами проект «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО» содержит систему психолого-педагогических мероприятий направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов, снятие тревоги педагогов, развитие личностных качеств (целеустремленность, активность, стремление к профессиональному самосовершенствованию), обеспечивает методическое сопровождение педагогов на этапе нововведений.

Объект исследования - процесс развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО.

Предмет исследования педагогическая технология развивающего взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования профессиональной компетентности педагогов и родителей как фактора повышения качества образования, обеспечивающее развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить вариативную модель управления качеством развивающего взаимодействия образовательного учреждения и семьи направленной на развитие личности ребёнка как ресурс повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

Гипотеза исследования: развитие личности ребёнка в условиях внедрения ФГОС ДО будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- обеспечить реализацию системного подхода к взаимодействию всех субъектов педагогического процесса, который предполагает формирование мотивационный основы для сотрудничества родителей и педагогов и системы ориентировочных действий в содержании взаимодействия с детьми;

- создан банк педагогических ситуаций, позволяющих реализовать системный подход к организации взаимодействия с детьми, учитывая специфику ДОУ;

-обеспечить психологическую и методическую поддержку педагогических кадров;

- разработана технология дифференцированного взаимодействия, учитывающая последовательность включения родителей в образовательный процесс ДОУ;

- то это позволит разработать вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ.

Исходя из цели и гипотезы, формулируются задачи эксперимента:

1. обобщить и систематизировать отечественные и зарубежные теоретические исследования по проблеме управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ;

2. уточнить сущность, структуру (критерии, уровни) профессиональной компетентности педагогов с учетом ФГОС по дошкольному образованию и профессионального стандарта;

3. систематизировать методики диагностики профессиональной компетентности педагогов и апробировать их в процессе организации мониторинга профессионального мастерства воспитателей;

4. выявить педагогические условия для развития личности ребёнка дошкольного возраста;

5.разработать на основе личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с детьми содержание системного подхода к данному взаимодействию и вариативную модель управления его качеством;

6. разработать методические рекомендации педагогам по реализации системного и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений (в том числе, средствами традиционной культуры).

Основные методологические и теоретические подходы к их решению:

  • научные походы к управлению (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.Г.Афа-насьев, И.В.Блауберг, С.Доннел, А.В.Карпов, Ю.А.Конаржевский, М.И.Кондаков, В.Ю.Кричевский, Г.Кунц, В.П.Кузьмин, А.Маслоу, Т.Питерс, В.А.Петровский, К.Роджерс, В.Н.Садовский, Г.Сталкер, Р.Уотермен, Ф.Фидлер, А.В. Худоминский и др.),

  • теории управления педагогическими системами (К.Ю.Белая, Т.М.Давыденко, Е.В.Давыткина, В.С.Лазарев, Л.В.Поздняк, Н.А. Рогачева, С.В.Савинова, О.А.Сергеева, В.П.Симонов, И.В.Тимофеева, П.И. Третьяков, А.Н.Троян, Т.И.Шамова и др.),

  • подходы к организации педагогического взаимодействия с детьми (Т.В.Антонова, Ю.К. Бабанский, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.Г. Маралов, Л.А.Парамонова, Ю.П.Сокольников, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.),

  • подходы к управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ОУ (М.М. Поташник, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, К.Ю. Белая, П.И. Третьяков, Е.И. Терзиогло, Т.Г. Шарганова, Л.И. Фалюшина, В.Д. Шапиро и др.).

Ожидаемые результаты:

  • Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей.

  • Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;

  •  Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах индивидуализации образования,  оздоровления и развития  детей дошкольного возраста;

  • Создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов (педагоги смогут сделать воспитанников субъектами образовательного процесса, использовать различные современные технологии в обучении дошкольников с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, установят партнерские взаимодействия с воспитанниками семьей и пр.), создание благоприятных условий для самообразования.

  • Создание высокоэффективной вариативной модели управления качеством развивающего взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Методы исследования:

- теоретические (системный анализ, нормативно-правовой, психолого-педагогический, анализ научно-методической литературы, анализ учебно-методической документации (ФГОС по дошкольному образованию, профессионального стандарта, планов, программ профессиональной подготовки и т.п.); метод научной дедукции;

- эмпирические (эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертной оценки, анализ продуктов детской деятельности и др.);

- статистические (ранжирование, регистрация, математические методы и др.).

 

Этапы исследования:

п/п

Этап, сроки

Задачи

Ответственные

Прогнозируемые результаты

  1.  

I этап (подготовительный)

2014-2015

  1. Изучить научно-методическую, нормативно- методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Проанализировать инновационный опыт организаций научно-методической работы с педагогическим коллективом и педагогического взаимодействия с родителями в условиях современного ДОУ.

Н.Н. Сотникова

Е.В. Попова

Е.С. Сауткина

 

1.Разработать содержание и структуру профессиональной компетентности современного педагога ДОУ.

2. Подбор и систематизация методик диагностики профессиональной компетентности педагогов и диагностики педагогического взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Разработка проекта программы «Управление качеством взаимодействия в ДОО», «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО»

2

II этап

Основной

(2015-2017)

  1. Провести констатирующий этап эксперимента по теме исследования.

  2. Апробировать методики диагностики профессиональной компетентности педагогов ДОУ и методики педагогического взаимодействия с семьями воспитанников.

  3. Провести рубежный контроль по выявлению степени влияния уровня профессиональной компетентности педагогов и взаимодействия с родителями на качество образования детей в условиях современного ДОУ.

Н.Н. Сотникова

Е.В. Попова

Е.С. Сауткина

1.Получение исходных данных уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ и уровня педагогического взаимодействия с семьями воспитанников, распределение их на группы.

2.Апробация программ по программы «Управление качеством взаимодействия в ДОО», «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО».

3. Анализ систематических данных проведенной диагностики; формирование промежуточных выводов по реализации программ.

4.Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов

5.Анализ на конец учебного года уровня качества образования детей ДОУ.

3

III этап итоговый

(2017-2018 гг.)

  1. Проанализировать динамику качественных изменений уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов и взаимодействие с семьями воспитанников, проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики.

  2. Обобщить инновационный опыт практической реализации взаимодействия семьи и ДОУ как фактора повышения качества образования.

Н.Н. Сотникова

Е.В. Попова

Е.С. Сауткина

  1. Создание модели управления качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе системного подхода.

  2. Обобщение и трансляция полученных результатов эксперимента в научно-методических журналах, сборниках, пособиях.

  3. Представление опыта работы на конференциях, семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.

  4. Определение перспектив дальнейшего развития.

 

 

Распределение функциональных обязанностей лиц, участвовавших в эксперименте

Научный Руководитель эксперимента

-       осуществляет руководство экспериментом;

-       эффективно использует представленные возможности договором с кафедрой Педагоги и психологии Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова 

-       несет ответственность перед ДОУ и учредителем экспериментальной площадки в пределах своих полномочий;

-       помогает в подготовке документов для открытия экспериментальной площадки;

-       оказывает помощь в подборе литературы, справочных материалов и других источников по теме;

-       консультирует участников эксперимента по методам, содержанию и оформлению работы;

-       проверяет ход выполнения работы в соответствии с календарным планом;

-       оказывает помощь при подготовке научных статей, выступлений по теме исследования;

-       соблюдает права участников эксперимента. 

-       представляет экспериментальную площадку на разных уровнях (городской, краевой, всероссийский).

Заведующий ДОУ (координатор эксперимента)

-       определяет область, в которой будет осуществляться экспериментальная деятельность ДОУ;

-       создает вместе с руководителем эксперимента все необходимые условия для эффективной деятельности экспериментальной площадки;

-       составляет смету расходов на осуществление эффективной деятельности  экспериментальной площадки;

-       уделяет внимание созданию положительного образа, имиджа инновационной площадки в городе Ставрополе;

-       издает приказы, распоряжения по экспериментальной площадке и другие локальные акты, обязательные к исполнению участников эксперимента;

-       поддерживает и стимулирует творческую инициативу участников эксперимента, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

-       эффективно использует и развивает интеллектуальный потенциал педагогов;

-       защищает интеллектуальную собственность участников эксперимента;

-       осуществляет внутреннее регулирование содержания и методов экспериментальной работы в ДОУ на основе программных документов эксперимента;

-       организует работу с меценатами для привлечения внебюджетных средств на дополнительное финансирование;

Заместитель заведующего по УВР (заместитель главного координатора)

-       ведет делопроизводство по результатам деятельности экспериментальной площадки (протоколы, индивидуальные листы участников эксперимента, коррекция календарных планов и т.д.);

-       создает условия для эффективной исследовательской деятельности участников эксперимента;

-       развивает сотрудничество с другими экспериментальными площадками;

-       и корректирует индивидуальные графики консультирования участников эксперимента; осуществляет контроль за выполнением плана ОЭР, решений и приказов, принятых внутри экспериментальной площадки;

-       участвует в обработке результатов диагностического этапа эксперимента;

-       осуществляет текущий и итоговый анализ деятельности ОЭП;

-       апробирует нетрадиционные подходы к проектированию опытно-экспериментальной деятельности ДОУ;

-       апробирует и внедряет в практику ДОУ современные программы и технологии согласно теме эксперимента;

-       создает и апробирует (совместно с советом эксперимента) пакет документов для организации мониторинга качества опытно-экспериментальной деятельности;

-       готовит наглядную информацию для стендов о деятельности ОЭП;

-       создает базу данных передового педагогического опыта по теме эксперимента:

-       обобщает опыт работы участников ОЭП.

Участники эксперимента (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели)

-       планирует и осуществляет исследовательскую деятельность в соответствии с темой, целью и задачам ОЭП;

-       занимается самообразованием;

-       готовит пакет диагностических методик;

-       разрабатывает содержание программы формирующего этапа ОЭП;

-       информирует о промежуточных и с итоговых результатах экспериментальной деятельности;

-       ведет необходимую документацию в соответствии с требованиями.

-       способствует созданию благоприятной атмосферы и психологического климата в группе;

-       взаимодействует с воспитанниками на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-       творчески применяет технологии и программы;

-       организует психолого-педагогическое просвещение педагогов и родительскую общественность ДО.

-       готовит к презентации и публикации апробированные материалы;

-       вносит предложения по улучшению деятельности ОЭП.

Материально-техническое оснащение за счет использования материально-технических возможностей участников эксперимента

Предполагаемые и существующие источники финансирования: бюджетные и внебюджетные.

-       существующие: средства организующей стороны;

-       предполагаемые:  получение грантов на исследовательскую деятельность.

Раздел 2. Концептуально-прогностическая часть программы

В исследованиях И.С. Батраковой, В.В. Горшковой, В.И. Максимо­вой, В.Г. Маранова, Л.А. Николаенко, Н.Ф. Родионовой разработаны об%

Заглавие: