ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ДЕЙСТВИЙ ПРОФСОЮЗОВ
«За достойный труд!»
(информационный материал к собранию)
7 октябряпрофсоюзы в более чем 130 странах традиционно отметят Всемирный день действий «За достойный труд!»,выражая солидарность с трудящимися и мировым профдвижением в отстаивании прав на достойную заработную плату, обеспеченную старость и гарантированный безопасный труд.
Концепция достойного труда является одной из инициатив Международной организации труда (МОТ). Впервые это понятие было публично оглашено в докладе «Достойный труд» генерального директора МОТ Хуана Сомавиа на 87-й сессии этой организации в 1999г.
Международная организация труда определяет понятие «достойный труд» как «производительный труд в условиях свободы, справедливости, безопасности и достоинства человека труда», подразумевает соблюдение международно-признанных норм и принципов в сфере труда, расширение масштабов социальной защиты для всех работников, усиление взаимодействия государственных органов, организаций работодателей и работников и социального диалога в решении основных социально-экономических проблем.
В последнее время всё чаще говорится о значении соблюдения на рабочих местах экологических нормативов, повышении социальной ответственности работодателей за создание подобных условий, а также о значении законодательного закрепления норм достойного труда.
Безопасный, высокопроизводительный, хорошо организованный и, естественно, предусматривающий высокую и справедливую оплату труда это тот идеал, к которому стремятся профессиональные союзы всего мира.
Идея единого дня действий профсоюзов «За достойный труд!» была высказана и обсуждена в ходе учредительного конгресса Международной конфедерации профсоюзов (МКП) в 2006 году.
На третьем заседании Генерального совета МКП в декабре 2007 года было утверждено, что Всемирный день действий «За достойный труд!» будет ежегодно, начиная с 2008 года, проводиться 7 октября в странах, профцентры которых являются членами МКП.
Массовые шествия и демонстрации, организованные профсоюзами, стали «визитной карточкой» Всемирного дня действий за достойный труд во многих странах.
Со дня учреждения 7 октября как Всемирного дня действий «За достойный труд!» десятки миллионов человек приняли участие в многочисленных акциях в поддержку профсоюзных прав.
В последние годы правительства многих стран мира, под давлением организованных, массовых акций протеста наемных работников, вынуждены были приступить к разработке программ достойного труда совместно с организациями работодателей и профсоюзами.
Основные стандарты достойного труда в России, за которые выступают профсоюзы:
Заработная плата
Какой должна быть: должна обеспечивать экономическую свободу работающему человеку и его семье.
Что нужно сделать:
1. Установить минимальный размер оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета.
2. Установить минимальную тарифную ставку (минимальный оклад) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
3. Определить уровень оплаты труда в соответствии с квалификацией работника, сложностью, количеством, качеством и условиями труда.
4. Обеспечить равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации.
5. Установить обязательную систему нормирования труда.
Занятость
Какой должна быть:на предприятиях и в организациях должна быть максимально возможная занятость, обеспечивающая рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда.
Что нужно сделать:
1. Организовать рабочее место, оснащенное современным оборудованием и технологиями, отвечающее безопасным условиям труда, обеспечивающее стабильную занятость и достойную заработную плату работнику в соответствии с уровнем его квалификации.
2. Обеспечить полную занятость населения (наличие рабочих мест в достаточном количестве для желающего трудиться трудоспособного населения страны, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие образованию, опыту работы).
3. Гарантировать стабильную занятость населения (стандартная занятость по трудовому договору с неограниченным сроком действия, заключенному с одним работодателем и предусматривающему защиту от необоснованного увольнения; занятость, обеспечивающая работнику достаточный доход, исключающий необходимость искать дополнительный заработок).
4. Обеспечить востребованность граждан Российской Федерации на рынке труда (востребованность молодежи на рынке труда; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; обеспечение непрерывного профессионального развития работника).
5. Создать достойный уровень жизни безработных граждан: внести изменения в нормативную правовую базу РФ в части установления размера социального базового пособия по безработице на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, механизмов и сроков его индексации.
Социальное партнерство
Каким должно быть: эффективное социальное партнерство — система взаимоотношений работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяющая учитывать и согласовывать в равной и справедливой степени интересы каждой из сторон и обеспечивающая стабильное социально-экономическое развитие страны.
Что нужно сделать:
1. Принять проекты законодательных актов и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе согласованной позиции всех сторон социального партнерства.
2. Обеспечить обязательность решения основополагающих проблем в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений через коллективные договоры и соглашения.
3. Гарантировать обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений.
4. Добиться обязательности распространения соглашения на каждого работодателя.
5. Создать эффективную систему разрешения коллективных трудовых споров.
6. Добиться реального участия профсоюзов в управлении организацией.
Профсоюзы страны, считают, что государственная политика в сфере повышения доходов населения малоэффективна, норма закона о равенстве минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму до настоящего времени носит декларативный характер.
Несмотря на неоднократные требования профсоюзов прожиточный минимум рассчитывается как стандарт выживающего потребления, без учета необходимых затрат на медицинское обслуживание, образование, приобретение жилья и т.д.
В настоящее время не решен вопрос о доведении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. На 1 июля 2016 года в России МРОТ установлен в размере 7500 рублей.
Изменения, внесенные в трудовой Кодекс, привели к тому, что МРОТ не является гарантией минимального вознаграждения за труд, так как в него включены компенсационные, стимулирующие и другие выплаты.
Сегодня рынок труда в России нестабилен. Все большее распространение получают незащищенные формы занятости. Происходит сдвиг от постоянной занятости к временной, от полной – к неполной, от работы в штате организации – к работе вне штата. Растет и число неформально занятых работников.
Социальное партнерство – реальный механизм взаимовыгодного сотрудничества работодателей, власти и профсоюзов по решению всех вопросов в сфере труда. В процессе конструктивного социального диалога можно найти оптимальные решения проблем экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.
Процесс внедрения стандартов достойного труда должен осуществляться на принципах совместного участия и соблюдения взаимных интересов всех заинтересованных сторон социального партнерства, безусловного выполнения взятых на себя обязательств.
Для решения поставленных задач профсоюзы считают необходимым добиваться:
1. Разработки и принятия с участием профсоюзов федеральной программы или стратегии реализации целей достойного труда в Российской Федерации.
2. В сфере оплаты труда:
2.1 поэтапного доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, с последующим его доведением к 2018 году до уровня минимального потребительского бюджета;
2.2 установления на законодательной основе понятия «минимальный потребительский бюджет» и разработки с участием профсоюзов России методики по порядку его определения в стране и на уровне регионов;
2.3 установления периодичности пересмотра минимального размера оплаты труда не реже одного раза в квартал по аналогии с прожиточным минимумом;
2.4 установления на федеральном уровне минимального размера оплаты труда без учета компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе коэффициентов и надбавок за работу в особых климатических условиях;
2.5 установления на федеральном уровне базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, с учетом квалификации, сложности труда независимо от региональной принадлежности организаций и учреждений;
2.6 разработки на федеральном уровне единых отраслевых критериев оценки качества труда работников образования, здравоохранения и культуры для установления стимулирующих надбавок;
2.7 внесения изменений в методику расчета фактического уровня средней заработной платы отдельным категориям работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012г.№597 и от 01.06.2012г. №761, в части исключения из расчета заработной платы работников списочного состава доплаты за совмещение, оплаты труда по внутреннему совместительству, по договорам гражданско-правового характера, а также оплаты стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения;
3. В сфере эффективной занятости:
3.1 искоренения незащищенных форм занятости и вовлечения граждан, активных на рынке труда, в эффективную, официальную занятость;
3.2 разработки форм влияния профсоюзов в сфере трудовой миграции и защиты работников-мигрантов;
4. В сфере социального партнерства:
4.1 внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности создания постоянно действующих органов социального партнерства на всех уровнях: органов власти, работодателей и профсоюзов;
4.2 разработки нормативно-правовой базы на уровне регионов, обеспечивающей совершенствование системы социального партнерства.
4.3 выполнения сторонами социального партнерства обязательств соглашений и коллективных договоров и распространения соглашений на каждого работодателя.
5. В сфере социального страхования:
5.1 профсоюзного контроля за реформированием системы обязательного социального страхования, учитывающей потребности и социальные возможности различных групп населения, которая должна строиться на принципах солидарности, справедливости, недопустимости противопоставления интересов сегодняшних пенсионеров и будущего поколения и быть рассчитанной на долгосрочную перспективу;